Обзор Opel Ampera

На момент своего представления Opel Ampera был первым серийным гибридом с опцией подзарядки аккумуляторов от сети. Находящийся у него под капотом инновационный двигатель Voltec от General Motors (точно такой же, кстати, как и в Chevrolet Volt) превращает этот автомобиль в одну из самых больших надежд концерна.

Новинка от Opel – это семейный автомобиль 21 века, радикально меняющий наше представление об эффективном использовании горючего. Если любой другой гибрид из присутствующих сегодня на дорогах может быть описан как обычный бензиновый автомобиль с дополнительным запасом хода от аккумулятора и небольшой экономией топлива за счет рекуперативных тормозов, то Opel Ampera – это нечто совершенно иное. Он представляет собой полноценный электромобиль для всей семьи, в котором для подстраховки под капотом находится еще и двигатель внутреннего сгорания.

Благодаря такому тандему двух видов двигателей, производитель заявляет расход топлива на уровне всего лишь 0,79 литра на 100 километров в городском режиме при заряженных аккумуляторах. А максимальная дальность поездки на полном баке и заряженном аккумуляторе составит почти 500 километров. Так неужели настал тот момент, когда мир наконец-то увидит первый электромобиль, пригодный для полноценного использования его в качестве средства передвижения, а не только как устройства, которые больше времени заряжается, нежели ездит?

Для Opel Ampera действительно скорее подходит определение «электромобиля расширенного радиуса действия», чем классического гибрида. И это неспроста, ведь данное авто сочетает в себе намного более сложные инженерные решения, чем мы привыкли видеть в ставших уже привычными машинах, приводящимися в движение двумя типами источников энергии. В Ampera же одна силовая установка крутит колеса посредством другой.

Кроме этого, данный автомобиль следует называть скорее «электрически-бензиновым», чем «бензиново-электрическим». Основной механизм, приводящий его в движение – это синхронный электродвигатель мощностью 148 л.с. (по методике измерения «брутто»), черпающий энергию от 16-киловаттной литий-ионной аккумуляторной батареи с водяным охлаждением. Чтобы полностью зарядить такую батарею от домашней розетки 220 В, потребуется шесть часов. Электронный модуль управления питанием не дает заряжаться батарее более чем на 65 процентов от ее емкости для максимального продолжения срока службы. Однако даже этих 65 процентов оказывается достаточно, чтобы Ampera могла проезжать исключительно на электротяге расстояние от 40 до 80 километров (в зависимости от температуры и условий использования). Как следует из собственного исследования General Motors, около 80 километров в день проезжают 80-85 процентов автолюбителей, а в случае с Ampera это будет значить, что ее хозяину не придется использовать бензин вообще.

В электромобиле от GM, кроме главного электромотора, присутствуют еще две силовые установки – это электрический мотор/генератор мощностью 71 л.с. (брутто) и бензиновый 85-сильный (брутто) четырехцилиндровый двигатель объемом 1,4 литра. Все три источника тяги передают крутящий момент на передние колеса Ampera посредством планетарного редуктора и системы электромагнитных муфт.

Когда заряд батареи падает до значения в 22 процента, в автомобиле запускается его бензиновый двигатель. Как правило, полученная энергия используется на передачу тяги главному электромотору и поддержание минимального заряда батареи. В таком режиме Opel Ampera способен проехать вплоть до 500 километров, забирая бензин из 35-литрового бака, находящегося за отсеком с аккумулятором. С такими характеристиками владельцы данного авто напрочь позабудут о страхе высохнуть.

Другим преимуществом трансмиссии Voltec есть то, что в режиме трассы планетарный редуктор может получать энергию одновременно от двух электромоторов. Редко крутящий момент на колеса может подавать также бензиновый двигатель, однако эта опция используется лишь в условиях нехватки мощности, на высоких скоростях для помощи основному электромотору. В общем, где и как вы бы ни ехали, Ampera приводится в действие преимущественно электрической тягой.

Создавая Ampera, в GM ставили за цель сделать электромобиль для повседневного использования, который станет единственным средством передвижения для всей семьи во время совместных поездок. И, помимо трансмиссии, наглядным свидетельством такого подхода может служить салон новинки: он достаточно просторен, чтобы вместить пять пассажиров. Что касается внутреннего пространства, то здесь он чем-то напоминает Ford Focus, а не другие автомобили марки Opel: в частности, заднее сидение сконструировано так, что на нем комфортно могут расположиться только два человека.

Вообще, судя по свободному месту, складывается впечатление, что перед нами типичный хэтчбек класса С. Хотя за такую цену и хотелось бы получить нечто большее, но, вспоминая об уникальной трансмиссии автомобиля, понимаешь, что в данном случае деньги платятся в первую очередь за нее.

Нельзя сказать, что слишком впечатляет и качество используемых в отделке материалов. Они, конечно же, оцениваются с точки зрения тех 2 миллионов рублей, которые стоит Opel Ampera, но что поделать, раз за автомобиль назначена такая цена?

Водитель получает информацию о системах авто и дорожной обстановке с помощью двух семидюймовых LCD-дисплеев, один из которых расположился на месте привычной комбинации приборов, а другой – посередине торпеды. Тахометр отсутствует за ненадобностью, а вместо него индикатор зарядки аккумуляторной батареи сообщает вам, сколько еще километров можно проехать с ее помощью. И только когда батарея полностью разрядится и начнет свою работу двигатель внутреннего сгорания, на индикаторе начинает отображаться уровень оставшегося в баке бензина.

На панели приборов есть также кнопка выбора режима поездки (Drive Mode) со значениями Normal, Sport, Hold и Mountain. При Mountain включается бензиновый двигатель: это увеличивает мощность автомобиля на дорогах, качество которых далеко от идеального. В режиме Hold машина работает исключительно на бензине независимо от состояния батареи: использование этой опции оправдано во время поездок на дальние расстояния.

Во время езды на Opel Ampera трудно заметить, что у тебя под капотом бензиновый двигатель: впечатления от поведения этого авто на дороге характерны для большинства электромобилей, когда все протекает плавно, гладко и бесшумно. Скорости переключаются точно так же, как в любой другой машине с автоматической коробкой передач.

Автомобиль трогается с места на электрическом двигателе, от ноля до сотни он разгоняется за 10,1 секунды. В этом плане Ampera еще раз подчеркивает свой статус именно семейного средства передвижения для неспешных загородных поездок. Когда этот хэтчбек набрал скорость 50 км/ч., то до 80 км/ч он разгоняется за 3,7 секунды, а от 80 до 110 – за 6,2. Разумеется, другие автомобили по цене в 200 млн рублей ведут себя намного резвее, но и такие показатели можно считать вполне приемлемыми как для гибрида.

Чего кривить душой – ощущения от езды за рулем Ampera вряд ли будут мегапозитивными. Нельзя сказать, что управлять этим авто неприятно или некомфортно, но и подобрать какие-то более лестные эпитеты кроме слов «в целом приемлемо» тоже вряд ли удастся.

При этом тесты на шум, а также устойчивость при езде и торможении на разных типах покрытия автомобиль прошел на «отлично».

Учитывая техническую новизну агрегатов двигателя и трансмиссии, изрядно завышенная цена Opel Ampera может быть вполне оправдана. Уже один тот факт, что GM удалось воплотить все свои разработки в жизнь и успешно поставить их на конвейер, заслуживает похвалы. И естественно, что автомобиль стал стоить из-за этого дороже.

Статус полноценного электромобиля позволит отечественным владельцам Ampera сэкономить до 700тысяч рублей на растаможке. Количество выбросов CO2 на уровне 27 грамм на километр, что может утешать людей заботящихся о окружающей среде.

Как бы то ни было, но на Ampera свет клином не сходится, и понятно, что на рынке уже найдется не одна альтернатива этой модели. Однако при разумном использовании данного электрокара о посещении заправочных станций можно будет забыть едва ли не навсегда. А стоимость одной зарядки по Московским тарифам на электроэнергию составит всего 35 рублей.

Покупатели Ampera получают отдельную гарантию на аккумуляторную батарею, составляющую восемь лет или 150 000 километров пробега. На все остальные узлы авто производитель дает гарантию 150 000 километров независимо от срока эксплуатации.

А что же насчет экономии топлива? Все зависит от того, насколько часто вы совершаете длинные поездки и всегда ли имеете возможность вовремя подзаряжать аккумулятор. Во время тестов Opel Ampera ездил в разных режимах, каждый из которых будет вкратце описан ниже.

Сначала работал исключительно электродвигатель, ресурса которого хватило на 54 километра пути («Drive Mode» был установлен на «Normal»). Потом был установлен экономный режим, когда электродвигатель запускал генератор и подключался бензиновый мотор – расход топлива выходил на уровне 5,2 л./100 км. Не слишком впечатляюще, учитывая современные стандарты, но и не совсем плохо. При регулярном использовании авто на протяжении шести дней значение расхода топлива установилось на уровне 4,3 л./100км.

Понятно, что, имея возможность постоянной подзарядки аккумулятора, на Ampera можно посещать автозаправочную станцию с периодичностью раз в год. Но при этом, если однажды розетки не окажется рядом в нужный момент, вы запросто сможете продолжить путешествие, используя бензиновый двигатель. В этом, наверное, и есть одно из главных преимуществ данного автомобиля.

Сегодня вы можете купить Opel Ampera за 2млн рублей или Mercedes-Benz C 300 4MATIC, который во многом у него выигрывает. Выбирая между авто с ДВС и Opel Ampera, последний можно предпочесть с точки зрения перспективности. У Ampera есть еще один козырь, который выгодно отличает этот автомобиль не только от бензиновых собратьев, но и от аналогов с электродвигателем – его эффективность. Но ведь такие автомобили берут не для того чтобы сэкономить 1000 рублей на бензине, правда?

Пока не случится революция в мире аккумуляторных батарей, он изо дня в день будет доказывать всем вокруг свою состоятельность в роли не только второго авто для коротких поездок, ведь на сегодняшний день в качестве основного автомобиля с электродвигателем у него нет конкурентов.

Опубликовано в рубрике Тест-драйв, 1 комментарий.