Что не так с Tesla, и почему эта компания не станет будущим автопрома

Tesla – замечательная автомобильная компания с блестящим руководителем. Я бы не стал утверждать, что их непременно ждет плохое будущее, но, тем не менее, есть факты, которые могут подвести нас к такой мысли.

С тех самых пор, как два года назад я впервые сел за руль Model S, я трижды чуть было не купил ее себе. За это время сеть заправок Tesla supercharger распространилась по всему миру, с более-менее приемлемой плотностью в США. Компания также представила новую полноприводную и двухмоторную Model S с умопомрачительным ускорением и набором перспективных опций, которые можно активировать и улучшать с помощью апгрейда программного обеспечения прямо на ходу. Это не считая того, что перед нами великолепный, полностью электрический автомобиль.

Но, тем не менее, я считаю его неудачным – и вот почему.

На самом деле, все очень просто. Что представляет из себя Tesla на сегодняшний день, вот прямо сейчас, в этот момент? Электромобиль с созданной для него хорошей инфраструктурой. Мне бы не хотелось, чтобы то, что я сейчас скажу, звучало как провокация, но… вообще-то это все, что можно сказать о Tesla сегодня. Да, я не упомянул красивый 17-дюймовый дисплей в салоне, инженерные наработки, и все прочее, но на это есть причина.

Mercedes выпустит полностью электрический или водородный автомобиль в ближайшие 5-7 лет, и на этом, пожалуй, для Tesla все и закончится. BMW сделает свою модель, за ним последуют Volkswagen, Audi, и так далее. Все эти автомобили будут лучше спроектированы, лучше собраны, будут обладать лучшей инженерной составляющей, чем Tesla — что бы они там ни разрабатывали сейчас.

Дело в том, Tesla так и не научилась делать просто хорошие машины как таковые. Нельзя недооценивать их достижения за последние семь лет, но едва ли стоит ожидать, что в ближайшие два года они смогут прийти тому, к чему в Mercedes шли на протяжении ста лет. Даже через пять лет Tesla не сможет выйти на один уровень c Mercedes.

Душа Tesla прекрасна – но вот все остальное как раз и послужило причиной того, почему я не стал ее обладателем.

Качество отделки и сборки Tesla просто ужасно, особенно если учесть, что речь идет о машине стоимостью 140000 долларов. Панели с зазорами, дешевый пластик, допотопный «мерседесовский» переключатель, отсутствие каких бы то ни было люксовых опций, которых ожидаешь от дорогого автомобиля. Двери, прямо скажем — дерьмо. Кожа, в лучшем случае, среднего качества. Сиденья кошмарные (примечание: я не сидел в новых креслах Model S, впрочем, они все равно такие же, без электрорегулировки поддержки поясницы и т.д.).

Ощущения от вождения Tesla способны вскружить голову кому угодно благодаря моментальной реакции на педаль и единственной передаче. Моментальная мощь – как на «американских горках» с электромагнитным приводом. Но со временем к этому привыкаешь, и начинаешь чувствовать, что чего не хватает. Появляется ощущение, словно ты сидишь за рулем карта, как если бы к какой-то простенькой конструкции прикрутили электромоторчик – и, вперед, катайся.

Еще у Tesla есть серьезные проблемы по части организации продаж. По счастью, они уже не требуют депозита в 5000 долларов для тест-драйва, это было поистине бредовой идеей. Но вы все равно не можете просто прийти к дилеру и купить машину, ее нужно заказывать. Иногда вам смогут предложить автомобиль, который кто-то заказал ранее и потом отменил заказ, или что-нибудь в этом духе, но обычно вам потребуется ждать от 2 до 8 месяцев. А это совсем не то, чего бы хотел потенциальный покупатель.

Есть еще одна огромная проблема – обмен имеющейся у вас машины на Tesla. На сегодняшний момент у компании есть несколько вариантов решения этого вопроса. Первый заключается в том, что они предложат вам низкую оптовую цену за ваш автомобиль, а второй – посоветуют обратиться к лизинговым компаниям, если машина находится в лизинге. Что, опять же, дополнительные трудности. Почему же все устроено именно так?

Обычные автодилеры зарабатывают двумя путями. Во-первых, они получают прибыль, продавая машину за любую цену сверх инвойса (цена, за которую дилеру поставляют машину). Во-вторых, они получают деньги от производителя за бекенд-продажи. Таким образом, у них есть куда больше средств для манипуляций со сделкой, и они могут предложить за вашу подержанную машину больше, чем Tesla. И поэтому практически у любого дилера найдется для вас более выгодное предложение, чем у Tesla.

И это серьезная проблема.

Или давайте рассмотрим еще фактор моментального удовлетворения от покупки. В определенный момент у Tesla должен будет появиться достаточно крупный ассортимент готовой продукции. Почему? Ну, как сказать… может быть потому, что тот, кто готов выложить за машину 80000 или 120000 долларов захочет получить ее сразу? Заказать себе изготовление автомобиля, конечно, очень здорово, но подавляющее большинство машин в США покупается из салонов. В конце концов, разве вам не захочется воочию увидеть этот серебристый, серый или белый цвет кузова до того, как вы отдадите за него 110000 долларов? Вы ведь не расцветку «айфона» выбираете.

Понимаете, к чему я веду? Tesla должна будет начать становится такой, как Mercedes или BMW, однако вряд ли им удастся сделать это до того, как Mercedes или BMW станут Tesla.

Качество отделки и сборки, механизм заказа, готовая продукция, система trade-in, разнообразие моделей – вот, на мой взгляд, основные проблемы Tesla, а также причины того, почему я в итоге не купил Model S. Надеюсь, что Tesla, все же, сможет добиться успеха, ведь конкуренция всем идет на пользу. Я не думаю, что в обозримом будущем марка Tesla исчезнет, тем не менее, таковы мои опасения относительно всей стратегии развития этой компании.