Рост количества зарядных автостанций грозит покончить с АЗС

Заправочные станции – как спасительная соломинка. Они заправляют не только автомобили, но и нас… будь то теплый кофе во время утренней поездки на работу или буфетные вкусности во время дорожных путешествий. Это манящий оазис в моменты, когда топливо в баке на исходе, а мочевой пузырь, наоборот, наполнен до предела. Пройдет еще немало времени до тех пор, когда заправки исчезнут полностью, но уже сейчас ясно, что их дни сочтены. И виновник сему – электрокары.

Одна из самых серьезных претензий к электрокарам – это невозможность дозаправить их аналогично топливным автомобилям. Претензия обоснованная. Более того, в ближайшем будущем, ситуация, скорее всего, кардинальным образом не изменится. Тесловские «суперчаржеры» и станции ChargePoint призваны сократить время зарядки электромобиля, но они пока и близко не приблизились к скорости, с которой заправляются бензиновые автомобили.

Но факт остается фактом – по сути, электрокар можно зарядить где угодно, что делает заправки практически бесполезными. Ну, не считая случаев, когда нужно сбегать в туалет или прикупить, к примеру, бутылку газировки.

Для многих местом зарядки электромобиля будет их дом. Даже от медленного «ручейка», текущего из стандартной 120-вольтовой розетки, тот же Chevy Bolt за 12 часов можно зарядить на дополнительные 77 км. Если воспользоваться 240-вольтовой розеткой (той, к которой обычно подключается сушилка), дело пойдет еще быстрее. Ну а если вы хотите повысить скорость домашней зарядки до максимума, можно воспользоваться специальными зарядниками от ChargePoint и Tesla: у первой компании он обойдется в 450 долларов, а у второй – в 500.

Дороговато? Тогда представьте, что вы ездите на работу каждый день, и расход бензина у вашего автомобиля далек от идеального. Скажем, меньше 17 км на литр. Тогда, согласно расчетам вот этого удобного калькулятора от GM, вы можете выйти в прибыль уже в первом году владения электрокаром.

Таким образом, в будущем, независимо от того, будете ли вы использовать мощный зарядник или просто подключите машину к той же розетке, от которой заряжаете смартфон, и если вы не будете целый день разъезжать на своей электрической колеснице по всему городу (как, кстати, и в ситуации со смартфоном), то она всегда будет заряжена. Ну… если у вас есть гараж или другое место, где есть доступ к электросети. Парадокс электрокаров в том, что они идеально подходят для городских поездок, но у многих горожан попросту нет собственного парковочного места. Но тут на помощь приходит, внезапно… ваш работодатель!

Все больше работодателей заманивает работников новым бонусом – бесплатной зарядкой электрокара. «Любопытно, что с точки зрения цены предложить работнику бесплатную зарядку электромобиля – это почти равнозначно бесплатному кофе», – говорит Саймон Лонсдейл (Simon Lonsdale), вице-президент ChargePoint по развитию бизнеса. Эта тенденция может даже усилиться, ведь зарядка автомобиля на работе позволит сотруднику избежать домашних трат на электроэнергию.

Лонсдейл также отмечает, что возможность зарядить электрокар на работе становится все более важным условием оплаты труда, а вместе с тем – очень действенной мерой по продвижению электрокаров в массы.

«На наш взгляд, места, где люди работают – это отличные площадки для обучения тому, что такое электрокары и какими преимуществами они обладают. Компании постоянно опрашивают своих сотрудников о том, какие бонусы им нравятся больше всего, и зарядка электрокара числится в тройке самых популярных. Это удивительно».

В общем, 8-часовая зарядка в гараже – как и 8-часовая зарядка дома – тоже имеет смысл. Кроме того, это может снизить нашу зависимость от ископаемого топлива. ChargePoint в партнерстве с калифорнийской частной электростанцией PG&E запустила пилотную программу по оптимизации автомобильной зарядки, суть которой в том, чтобы зарядка совпадала со временем, когда PG&E вырабатывает электроэнергию из возобновляемых источников вроде солнца или ветра.

По данным ChargePoint, около 80% от общих энергозатрат на зарядку электромобилей приходится на работу и дом. Однако нетрудно представить ситуацию (такое может произойти, к примеру, в выходные), когда у водителя не будет доступа к бесплатным «рабочим» электронам. Как быть? Хм. Как насчет парковочного места у супермаркета? Торговые сети вроде Target уже предлагают своим клиентам бесплатную зарядку электрокаров.

Ситуация, что называется, win-win. Клиента манит в супермаркет соблазн бесплатной зарядки, поэтому он ставит машину на парковку и идет шоппиться, а в некоторых случаях даже задерживается в супермаркете подольше, чтобы батарея зарядилась до предела (и, что иронично, в итоге тратит в магазине больше денег, чем сэкономил на зарядке).

Tesla понастроила во всем мире уже 5 тысяч Supercharger’ов. Прибавьте сюда 9 тысяч зарядных мест у супермаркетов, ресторанов и курортных отелей. Плюс 35 тысяч зарядных станций ChargePoint у 7 тысяч компаний по всему миру. В ближайшем будущем нетрудно представить бесконечные ряды зарядных точек у торговых центров, ресторанов и даже национальных парков. Однако есть один оплот, который легиону зарядных станций будет взять очень сложно: междугородние дороги.

Хотя Tesla и ChargePoint уже серьезно шагнули в этом направлении, построив в США зарядные станции вдоль главных междугородных маршрутов, возможность по-быстрому дозарядиться и вернуться на дорогу – это по-прежнему голубая мечта владельцев электрокаров. Хотите дозаправить свой аккумуляторный «бак»? Придется ждать. Фактически это значит просиживание штанов, к примеру, в ближайшей точке фаст-фуда.

Чем больше электрокаров будет появляться на дорогах, тем быстрее будет сокращаться количество АЗС и сильнее меняться ландшафт парковок. Но это совершенно точно не случится в одночасье и даже в течение ближайших нескольких лет. Топливные машины продавались десятилетиями, поэтому автомобили, которые ездят по дорогам прямо сейчас, мы будем наблюдать еще очень долгое время.

Возможно, придет время, и вы будете рассказывать своим правнукам о том, как вам приходилось заправлять свою машину в специально отведенном месте на другом конце города, и это не было самообслуживанием. Они будут задорно хихикать на словах о том, что в машину нужно было впрыскивать какую-то жидкость, в изумлении открывать рот, когда вы поведаете о том, что на этой «автозаправке» можно было перекусить гамбургером, сэндвичем или даже французским хот-догом, а затем с отвращением морщиться на живописном описании самого грязного душа, в котором вам когда-либо доводилось мыться.