Смерть рынка автодилеров и автосервисов

очень красная model s

Автодилеры России пока еще не боятся электромобилей. А вот во многих штатах Америки влиятельные ассоциации дилеров уже создают все возможные помехи производителю электромобилей и современной модели прямых продаж.

Не так давно власти Нью-Джерси запретили деятельность магазинов Tesla в своём штате.

На первый взгляд, причины их страха непонятны. В том же Нью-Джерси продано всего несколько сотен Model S по $70000. Но, если копнуть глубже, волнение дилеров становится очевидным. Они боятся не самих автомобилей. Их пугает план Tesla по созданию мира, где вам больше не придётся возращаться в автомагазин. Вам не нужно будет посещать автосервисы для обслуживания, например для периодической замены масла в двигателе.

Первый и самый действенный способ, которым Tesla намерена убить дойную корову дилеров – сервисное обслуживание – это скачивания. Рассказывая о преимуществах своих продуктов, Tesla говорит, что их седан Model S нужно рассматривать, как «программное приложение с четырьмя колёсами». Это может звучать, как бессодержательный маркетинговый лозунг, но Tesla не просто разбрасывается метафорами. Программное обеспечение является сердцевиной её автомобилей. Выход в интернет позволяет машинам самостоятельно диагностировать неполадки. Автомобиль может скачивать обновления или исправления – даже новые функции – в точности как iPhone, когда Apple выпускает новую версию iOS. Когда всё исправляется на лету, нет необходимости в магазинах.

Возможность исправления неполадок программным способом особенно важна, когда начинка автомобиля столь технологична, что обычные механики просто не смогут в ней разобраться. С другой стороны, если нет двигателя внутреннего сгорания, то и ломаться почти нечему. Без внешней оболочки любая Тесла – это, по сути, смартфон на колёсах. По большому счёту – это один большой аккумулятор. А это значит – нет свечей зажигания, нет воздушных фильтров, нет топливных насосов, нет приводных ремней. Короче говоря, в Теслах нет запасных частей, требующих «планового технического обслуживания», которое приносит дилерам немалые доходы. Будет трудно настаивать на замене масла, когда масла нет вообще.

Если честно, то и сама Tesla не отказывается от идеи регулярного обслуживания. Компания рекомендует проверять автомобиль каждый год или каждые 20000 км. Сервис обойдётся в $600 в год или меньше, если платить за несколько лет вперёд. Тариф предусматривает замену стандартных деталей, вроде тормозных колодок и дворников. Компания будет удалённо наблюдать за вашей машиной и сообщит вам в случае появления неполадок (например, неисправных батарей). В теории, стоит опасаться ситуации, когда компания-производитель – единственная, кто может заняться ремонтом. Но Tesla сглаживает подобные страхи тарифом с единовременным платежом вместо отдельной платы за каждое устранение проблемы. К тому же, компания заявляет, что гарантия останется в силе, даже если вы вообще не будете пользоваться ежегодным обслуживанием.

колеса tesla и тормозной диск с саппортом

Да и уже сам факт того, что Tesla обещает подобное, должен вселять страх в автодилеров. Услышав о том, что владение автомобилем не обязательно должно быть связано с постоянными затратами и головной болью, потребители начнут спрашивать дилеров, почему же у них всё не так. Ответ, естественно, заключается в том, что эти головные боли специально существуют для того, чтобы мы возвращались в магазины и позволяли на нас наживаться.

На последнем ежегодном заседании Tesla один из акционеров спросил основателя и генерального директора, Элона Маска (Elon Musk), отразится ли сопротивление со стороны дилеров традиционных авто на деловых перспективах компании. Маск ответил, что желание потребителя выбрать лучший способ покупки и владения автомобилем в итоге всё перевесит. Он заметил, что традиционная модель франшизы, которая сегодня доминирует на авторынке США, не будет работать для Tesla по ряду причин, среди которых и необходимость полагаться на сервисное обслуживание для извлечения прибыли.

«Наша философия по отношению к обслуживанию – не делать на нём деньги», – говорит Маск. – «Я считаю, наживаться на сервисе – просто ужасно».

Акционеры начали аплодировать – те же акционеры, что за последний год подняли цену акций на 650 %. Да, на данный момент, Tesla занимается только престижными автомобилями, и её подход к сервису тоже выглядит престижно. Но если компания начнёт выпускать машины, доступные для рядовых покупателей, для автодилеров эти аплодисменты превратятся в звук денег, утекающих в трубу.