Убытки Tesla в первом квартале составили $50 миллионов, Model X может задержаться до 2015-го

Компания по-прежнему планирует продать 35000 машин в этом году.

шильдик Tesla

Вероятно, всё дело в нашем личном интересе к электромобилям, но из американских компаний интереснее всего следить за Tesla Motors. Например, мы без ума от любого письма к акционерам или финансового отчёта, но подобные вести от других компаний вызывают лишь зевоту. Не стали исключением и вчерашние результаты по первому финансовому кварталу, сопроводительное письмо и телефонная конференция с финансовыми аналитиками. Всё-таки, там содержится немало кусочков информации, помогающих составить более полную картину того, как Tesla будет продвигаться в своих амбициозных планах по смене бензиновой парадигмы.

Две наиболее важных опубликованных цифры – $50 миллионов и 7535. Первая – убытки компании за квартал (по стандартам GAAP) – если пользоваться альтернативным методом учёта бухгалтерии, который предпочитает Tesla, получится $17 миллионов чистой прибыли – а вторая показывает количество автомобилей, произведённых в первые три месяца финансового года. Хотя прибыль на акцию на $0,12 превзошла ожидания многих аналитиков, она оказалась ниже некоторых радужных прогнозов, вследствие чего на сделках после закрытия биржи цена акции снизилась на 14,5 % и составила $186,85 на момент написания статьи.

Отбросив мысли о ценах акций, в новостях можно найти немало приятных моментов. Вопреки некоторым отчётам, Tesla продолжает наращивать внутренний спрос – порядка 10 процентов за квартал – наряду со «значительным последовательным увеличением заказов Model S через интернет». Китайский рынок запросто может стать крупнейшим для компании, генеральный директор Элон Маск (Elon Musk) сказал, что у него «крышу снесло» от местного энтузиазма. После получения государственных разрешений полным ходом началось строительство сети сервисных центров и зарядных станций Supercharger, необходимых для поддержки клиентов, и Маск дал китайскому отделению указание «тратить деньги как можно быстрее, чтобы они не пропадали зря». В то же время, за пределами самых крупных городов Китая, где ещё требуется провести работы, автомобили Tesla ждут уже порядка четырёх-пяти месяцев, и среди потребителей растёт некоторое недовольство.

К слову о не пропадании денег зря: чтобы в краткие сроки повысить валовую рентабельность с нынешних 25 % до 28 %, намеченных на конец года, в июле компания приостановит работу завода во Фримонте на 10 дней для установки новой, более эффективной производственной линии с повышенной автоматизацией. Маск говорит, что, не учитывая аккумуляторы, оплату труда и накладные расходы, это главное направление для снижения затрат.

Касательно аккумуляторного проекта Gigafactory, судя по всему, дело продвигается вперёд – в следующем месяце начнутся работы на первой стройке, и через один-два месяца начнутся на второй. Маск отметил, что у Калифорнии тоже есть небольшие шансы в отдалённой перспективе. «Калифорния может вернуться в список кандидатов», – говорит Маск, но добавляет, что это сразу было маловероятно, несмотря на работу, проводимую в штате. По всей видимости, губернатор и его подчинённые вложили немало усилий в защиту бизнеса, но Tesla до сих пор не уверена в штате из-за количества времени, уходящего на оформление разрешений для «зелёных» разработок. Правительства других территорий справляются с этим быстрее, и это важно. Если производство Gigafactory и Gen III не будет синхронизировано, возникнут серьёзные проблемы.

Model X концепт

Конечно, не всегда всё идёт гладко, и для ожидающих Model X есть невесёлые новости. Маск упомянул, что поставки Model X начнутся не раньше второго квартала 2015-го, что на пару месяцев позже ранее намеченной даты.

Model X дата начала продаж

Источник, отчет за 1 квартал 2014